Православная церковь сыграла большую роль в освоении сибирских земель. В XVII в. в каждом вновь основанном остроге вскоре появлялась деревянная церковь, которая не только служила для удовлетворения духовно-религиозных нужд, но и становилась центром общественной жизни. Здесь торжественно объявлялись новые законы, указы, здесь совершалось приведение к присяге на верность, здесь встречали почётных гостей и отмечали праздники. В XVIII — начале XX в. много храмов было построено в сёлах. Как правило, церкви строились на сборные суммы, собираемые по разрешению церковных властей на определенной территории, или на деньги меценатов.
Православные священнослужители, пришедшие вместе с казаками-землепроходцами в суровые необжитые края, были духовными проводниками православной культуры не только среди прибывшего сюда русского люда, но и среди коренных народов, неся нелёгкий крест миссионера. Приходские священники являлись настоящими подвижниками. Часто они участвовали в строительстве церковных зданий. Наряду с богослужениями и исполнением различных треб, которые занимали много времени, священнослужители следили за нравственностью в своём приходе, организовывали церковно-приходские школы и сами преподавали в них, помогали обездоленным людям (при храмах нередко строились богадельни). Они писали церковные летописи, занимались научной деятельностью, наблюдали за погодой и т. д.
Больше всего храмов на территории Иркутской губернии было построено в самой освоенной южной части, где был проложен Московский тракт. На протяжении конца XVI и в XVII в. основные грузоперевозки в Сибири осуществлялись исключительно водными путями. Продвижение по ним было опасно и требовало много времени. Чтобы добраться от Урала до Нерчинска по сибирским рекам, нужно было около года. Явно ощущалась необходимость создания надёжного сухопутного пути. Известный географ С.У. Ремезов на рубеже XVII — XVIII вв. рассчитал, что поездка сухопутным путём в Забайкалье будет продолжаться не более трёх месяцев.
К середине XVIII в. Большой Сибирский тракт, названный впоследствии Московским, в основном был уже проложен. В Сибирь из Европейской России вели три главные дороги — Ирбитская, Екатеринбургская и Шадринская. В районе Тюмени они сливались, и отсюда начинался Московско-Сибирский тракт. Он шёл от Тюмени на Тобольск, Тару, Омск, Колывань, Томск, Ачинск, Красноярск, Нижнеудинск, Иркутск, Верхне-удинск, Нерчинск. Восточной точкой тракта была станица Сретенская, расположенная на берегу р. Шилки. Протяженность тракта около 3 тыс. км.
За три с половиной столетия по линии Московского тракта на территории Иркутской губернии (в пределах нынешней Иркутской области) было построено 95 церковных зданий в 49 населённых пунктах (при подсчёте не учитывались храмы г. Иркутска, так как это отдельная большая научная тема. Но мы учли все храмы, расположенные по двум разветвлениям Московского тракта: от Иркутска до Листвянки и от Иркутска до Мурино. Эти участки иркутяне иногда называли Амурской дорогой).
По векам строительство храмов осуществлялось следующим образом:
В XVII в. — 3 церкви:
1. 1652 г. — Нижнеудинская Спасская (1-я).
2. 1681 (?) г. — Нижнеудинская Спасская (2-я) надвратная.
3. 2-я пол. XVII в. — Усольская Спасская (1-я).
В XVIII в. — 24 церкви:
4. 1706 г. — с. Введенщина, Введенская (1-я).
5. 1721 г. — с. Введенщина, Введенская (2-я).
6. Около 1723 г. — Усольская Спасская (2-я).
7. 1730-е гг. — Заларинская Никольская (1-я).
8. 1740 г. — Разводнинская Петропавловская (1-я).
9. 1740 г. — Тулунская Покровская (1-я).
10. 1742 г. — Жилкинская Иустиновская.
11. 1740-е гг. — Нижнеудинская Михаило-Архангельская (1-я).
12. 1745 г. -— Заларинская Никольская (2-я).
13. 1752 г. -— Никольская (Усть-Морская) Никольская (1-я).
14. 1761 г. — Конторская Никольская (1-я).
15. 1765г. — Тайтурская Петропавловская.
16. 1765г. — Кутуликская Предтеченская (1-я).
17. 1770 г. — Кимильтейская Никольская.
18. 1770 г. (или 1777?) — Зиминская Троицкая (1-я).
19. До 1779 г. — Черемховская Никольская (1-я).
20. 1781 г. — Разводнинская Петропавловская (2-я).
21. 1785 г. — Нижнеудинская Воскресенская.
22. 1788 г. — с. Введенщина, Введенская (3-я).
23. 1790 г. — с. Введенщина, Введенская (4-я).
24. Около 1795 г. —- Усольская Спасская (3-я).
25. После 1796 г. — Нижнеудинская Михаило-Архангельская (2-я).
26. После 1796 г. — Нижнеудинская Всесвятская.
27. 1797 г. — Черемховская Никольская (2-я).
В XIX в. — 45 церквей:
28. Нач. XIX (?) в. — Алзамайская Иннокентиевская (1-я?). 29.1802 г. — Тельминская Казанская (1-я).
30. 1805 г. — Тельминская Казанская (2-я. Возможно, Никольская или Введенская).
31. 1806 г. — Бирюсинская Троицкая.
32. До 1810 г. — Нижнеудинская Преображенская.
33. 1810 г. — Мальтийская Вознесенская.
34. До 1815 г. —- Куйтунская Ильинская (1-я?).
35.1815 г. — Биликтуйская Рождественская.
36. Около 1815 г. — Куйтунская Ильинская (2-я).
37. 1816 г. — Тельминская Казанская (2-я или 3-я).
38. 1834 г. — Алзамайская Иннокентиевская (?).
39. 1834г. — Заларинская Никольская (3-я).
40. 1834г. — Нижнеудинский Вознесенский собор.
41. 1842г. — Разводнинская Петропавловская (3-я).
42. 1842г. — Усольская Спасская (4-я).
43. 1842г. — Тулунская Покровская (2-я).
44. 1844г. — Листвянская (на Байкале) Никольская.
45. 1844г. — Черемховская Никольская (3-я).
46. 1852г. — Култукская Никольская (1-я).
47. 1852г. — Байроновская Михаило-Архангельская.
48. 1859 г. -— Тальцинская Казанская.
49. 1863 г. — Худоеланская Никольская.
50. 1865 (?) г. — Нижнеудинская Евфимиевская.
51. 1865г. — Шерагульская Михаило-Архангельская.
52. 1865г. — Конторская Никольская (2-я).
53. 1865г. — Хингуйская Покровская.
54. 1865г. — Укская Георгиевская (1-я).
55. 1868 г. — Усольская Спасская (5-я).
56. 1871г. — Шебертинская Георгиевская.
57. 1871(?) г. — Кутуликская Предтеченская (2-я).
58. 1876 г. — Максимовская Троицкая.
59. 1879г. — Усольская Спасская (6-я).
60. 1879г. — Зиминская Троицкая (2-я).
61. 1880г. — Утуликская Иоанно-Предтеченская.
62. 1880г. — Трактово-Курзанская Петропавловская.
63. 1880г. — Тулинская Пятницкая.
64. 1885 г. — Бирюсинская Троицкая.
65. 1885 г. — Кимильтейская Никольская.
66. 1888г. — Суховская Михаило-Архангельская.
67. 1888г. — Култукская Никольская (2-я).
68. 1888г. — Листвянская (Куйтунский р-н) Георгиевская.
69. 1888г. — Тыретская Покровская.
70. 1891 г. — Черемховская Казанская.
71. 1896 г. — Укская Георгиевская (2-я).
72. 1899 г. — Зиминская Федоровская.
В 1-й половине XX в. 23 церкви:
73. Нач. XX (?) в. — Муринская Покровская.
74. Нач. XX (?) в. — Слюдянская Никольская (1-я).
75. 1901г. — Смоленская Георгиевская.
76. 1901г. — Усть-Рубахинская Казанская. 77.1902 г, — Харчевская Иннокентиевская.
78. 1905г. — Никольская (Усть-Морская) Никольская (2-я).
79. 1905г. — Тайшетская Никольская. 80.1906 г. — Забитуйская Никольская.
81. 1906г. — Иннокентиевская во имя св. Иннокентия Иркутского.
82. 1906г. — Алзамайская Никольская.
83. 1907г. — Заусаевская Никольская.
84. 1907г. — Нижнеудинская Никольская.
85. 1909 г. — Замзорская Покровская.
86. 1909г. — Тулунская Никольская.
87. 1909г. — Зиминская Покровская.
88. 1910 (или 1911) г. — Михайловская (ст. Половина) Васильевская.
89. 1913г. — Тулунская Покровская (3-я).
90. 1913г. — Кутуликская Предтеченская (3-я).
91. 1913г. — Зуйская Петропавловская.
92. 1915 г. — Слюдянская Никольская (2-я).
93. Около 1917 г. — Головинская Никольская.
94. 1929 г. — Зиминская Никольская.
95. 1945 г. — Черемховская Никольская.
89 % церковных зданий по Московскому тракту было выполнено из дерева. Строители и архитекторы большинства из них нам неизвестны. Каменное храмовое строительство в Восточной Сибири началось в начале XVIII в.: в 1704-1710 гг. в Иркутске была построена первая каменная Спасская церковь. Из расположенных на линии Московского тракта в XVIII в. в камне была построена лишь одна церковь — Нижнеудинская Воскресенская, которую строили в 1780—1785 гг. приехавшие из Енисейска уставщик ОК. Злыгостев и известный мастер-каменщик А. Фунтасов. Церковь была четырехпрестольная: главный храм во имя Воскресения Господня и три придельных: 1) во имя Архистратига Михаила, 2) во имя Николы Чудотворца, 3) под колокольней — во имя св. пророка Ильи.
В XIX в. на Московском тракте было воздвигнуто ещё 9 каменных церквей:
1. Мальтийская Вознесенская трёхпрестольная. Заложена 28 сентября 1805 г.
13 февраля 1810 г. освящён правый придел во имя Казанской Божией Матери.
13 февраля 1810 г. освящён левый придел во имя св. Иннокентия Иркутского.
2 ноября 1833 г. освящён главный храм во имя Вознесения Господня.
2. Биликтуйская Рождественская трёхпрестольная. Заложена в 1807 г.
? — освящён боковой правый придел во имя святителя Николая.
? — освящён боковой левый придел во имя Александра Невского.
1815 г. освящён главный престол во имя Рождества Христова.
3. Тельминская Казанская однопрестольная. Заложена 9 июня 1814 г. Освящена 20 августа 1816 г.
А.И. Лосев писал, что церковь построена по проекту художника архитектуры Мухина. Главным мастером на стройке был Иаким Иванович Шорин из числа ссыльных мастеровых, приписанных к Тельминской фабрике. Н.М. Полунина считает, что вариант Московской церкви имени Варвары (архитектор М.Ф. Казаков) к сибирской земле «привязал» иркутский губернский архитектор Я.И. Кругликов (1).
4. Заларинская Никольская однопрестольная.Заложена после 1815 г.
Освящена 30 июня 1834 г. во имя св. Николы Чудотворца.
5. Нижнеудинский Вознесенский трёхпрестольный собор. Заложен 4 июня 1811 г.
9 октября 1815 г. освящён левый придел во имя Архистратига Михаила.
25 августа 1826 г. освящён правый придел во имя св. Иннокентия Иркутского.
12 мая 1835 г. освящён главный храм во имя Вознесения Господня. Его строили иркутские каменных дел мастера С. Чураков, С. Шишкин, С. Кудреватых.
6. Нижнеудинская Евфимиевская однопрестольная церковь при тюремном замке.
В 1865 г. освящена во имя св. Евфимия епископа Сардийского (видимо, он являлся тезоименитым святым нижнеудинского мещанина Е.О. Лукина, на средства которого эта церковь была сооружена).
7. Усольская Спасская однопрестольная церковь. Заложена в 1878 г.
14 октября 1879 г. освящена во имя Спаса Нерукотворного. Колокольня возведена в 1889—1891 гг.
8. Зиминская Троицкая однопрестольная церковь. Заложена (?)
14 октября 1880 г. освящена во имя св. Троицы.
И.В. Калинина утверждает, что автором проекта является иркутский архитектор В.А. Кудельский (2).
9. Кимильтейская Никольская однопрестольная церковь.16 августа 1882 г. заложена.
13 мая 1885 г. освящена.
Сохранилась до настоящего времени. План и фасад новой каменной церкви был составлен известным иркутским архитектором В.А. Кудельским. Возведение храма поручили екатеринбургскому мещанину Емельяну Куклину.
В первой половине XX в. построена всего одна каменная церковь:
10. Тулунская Покровская (3-я) трёхпрестольная церковь.
? — освящён южный придел во имя Живоначальной Троицы.
? — освящён северный придел во имя св. Иннокентия Иркутского.
3 ноября 1913 г. освящён главный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь построена по проекту иркутского епархиального архитектора А.С. Покровского.
Кроме деревянных и каменных церквей по Московскому тракту было построено три храма из смешанных материалов: низ каменный, верх — деревянный:
1. 1797 г. — Черемховская Никольская (2-я) церковь.
2. До 1815 г. — Куйтунская Ильинская церковь.
3. 1891 г. — Черемховская Казанская церковь.
Каждый вновь построенный храм торжественно освящался и получал название во имя какого-либо святого или православного праздника. Количество одноименных храмов отражает культ наиболее почитаемых в данной местности святых.
Из 95 храмов Московского тракта 18 было посвящено Иисусу Христу:
8 — во имя иконы Спаса Нерукотворного (г. Нижнеудинск, г. Усолье-Сибирское),
5— во имя двунадесятого праздника Троицы, в котором Иисус Христос является одной из ипостасей Троицы (г. Зима, г. Бирюсинск, с. Максимовщина),
2 — во имя двунадесятого праздника Вознесения Христова (г. Нижнеудинск, пос. Мальта),
1 — во имя двунадесятого праздника Рождества Христова (с. Биликтуй),
1 — во имя двунадесятого праздника Преображения Христова (г. Нижнеудинск),
1 — во имя двунадесятого праздника Воскресения Христова (г. Нижнеудинск).
18 храмов посвящено Пресвятой Богородице:
8 — во имя Покрова Пресвятой Богородицы (с. Замзор, ст. Хингуй, г. Тулун, г. Зима, с. Тыреть, ст. Мурино),
6 — во имя иконы Богоматери Казанской (с. Усть-Рубахино, г. Черемхово, пос. Тельма, с. Тальцы),
4 — во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы (с. Введенщина).
Остальные храмы были посвящены различным святым:
27 — святителю Николе Чудотворцу (с. Конторка, ст. Тайшет, г. Алзамай, г. Нижнеудинск, ст. Худоеланская, с. Никольское, г. Тулун, с. Кимильтей, г. Зима, пос. Залари, с. Головинское, ст. Забитуй, г. Черемхово, пос. Никола, пос. Листвянка на Байкале, с. Култук, г. Слюдянка);
6 — апостолам Петру и Павлу (с. Трактово-Курзан, пос. Тайтурка, с. Зуй, с. Разводная);
5 — Михаилу Архангелу (с. Байроновка, г. Нижнеудинск, с. Шерагул, ст. Суховская);
5 — св. мученику Георгию Победоносцу (ст. Ук, ст. Шеберта, с. Листвянка Куйтунского района, с. Смоленщина);
4 — святителю Иннокентию Иркутскому (г. Алзамай, с. Харчев, пос. Жилкино);
4 — последнему пророку Иоанну Предтече Крестителю (пос. Кутулик, с. Утулик);
2 — Илье Пророку (пос. Куйтун);
1 — св. мученице Параскеве Пятнице (с. Тулинское);
1 — Иустину Философу (пос. Жилкино);
1 — Евфимию Сардийскому (г. Нижнеудинск);
1 — Феодору Тирону (г. Зима);
1 — Василию Великому (пос. Михайловка, или ст. Половина);
1 — Всем Святым (г. Нижнеудинск).
Из 95 церквей до нашего времени дошло лишь 17, а 78 — утрачено.
По времени утраты храмов распределяются следующим образом:
в XVII в. — 1 церковь (деревянная),
в XVIII в. — 11 церквей (все деревянные),
в XIX в. — 18 церквей (все деревянные),
в XX в. — 48 церквей (6 каменных, остальные деревянные).
Статистический материал о храмах по Московскому тракту на территории бывшей Иркутской губернии, приведённый в данной статье, даёт возможность по-новому осмыслить историю храмосозидания на Иркутской земле.
|