| Marshal | Дата: Суббота, 29.03.2025, 11:16 | Сообщение # 16 |
 Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 338
Статус: Оффлайн
| Усадьба Чемесовых в Базинском р.п. Бутурлино
Ссылка1 Ссылка2

Владелец усадьбы: русский гравёр Чемезов Евграф Петрович (Арзамасская ветвь Чемесовых).
ЧЕМЕСОВ (Евграф Петрович) — один из лучших русских граверов, сын бедного дворянина Нижегородской губернии; род. в 1737 г. и шестнадцати лет от роду был записан на службу капралом в лейб-гвардии Семеновский полк. По свидетельству Я. Штелина, в его заметках об изящных искусствах в России, Ч. еще в юности отлично рисовал пером, упражняясь в копировании гравюр преимущественно Вагнера. Художник-самоучка был замечен И. И. Шуваловым, вытребован в 1759 г. из полка в академию художеств и произведен в поручики Копорского полка, из которого потом перечислен в Астраханский. Учась в академии у знаменитого Г.-Ф. Шмидта, Ч. работал с такой усидчивостью, что вскоре получил горловую чахотку; его покровитель, Шувалов, брал его на лето к себе на дачу, но здоровье гравера не могло восстановиться. Несмотря на это, в первый же год своего пребывания в классе Шмидта, Ч. награвировал мастерски портрет Петра Великого с оригинала Натье, а в 1760 г. чрезвычайно талантливый крошечный портрет И. И. Шувалова (с Ротари). Вслед за тем, в 1761 г., исполнены им профильный портрет барона А. С. Строганова (с рисунка Шмидта) и два портрета императрицы Елизаветы Петровны — один, побольше, с оригинала Токе, и другой, известный у коллекционеров под названием "Черной Мантильи", с оригинала графа Ротари. За это превосходное произведение, не уступающее лучшим работам самого Шмидта, академия художеств наградила Ч. в 1762 г. званием академика и вскоре после того вверила ему заведование печатной палатой и управление, вместе с гравером Тейхером, классом гравирования, оставшимся, за отъездом Шмидта в чужие края, без руководителя. В последние два года своей жизни (в 1764 и 1765 гг.) Ч. пришлось испытать много неприятностей. Шувалова, человека доброго, искреннего, настоящего любителя искусств, сменил в академии сухой и придирчивый И. И. Бецкой. Начались придирки к Ч. за несоблюдение разных формальностей, но более всего огорчило его пренебрежение, оказанное ему академией: когда была в 1764 г. учреждена эта так называемая большая академия, директорами ее были назначены Жилле, де ла Мотт и Торелли, а Ч. не попал в их число. Это так его оскорбило, что он немедленно подал прошение об увольнении его из академии, причем представил ее совету 14 своих гравированных досок с отпечатками с них, предлагая купить их всего за 250 руб. Отставка была дана ему в тот же день, но о досках не постановлено никакого решения. Раздраженный Ч. написал конференц-секретарю академии А. М. Салтыкову: "Ежели академия почитает 250 руб. в большое мне пожалование за мои поднесенные доски и эстампы, то я не почитаю себе за великое оными досками и эстампами академию подарить, и вас, государь мой, прошу оные слова объявить господам членам". Обидевшись столь дерзким письмом, члены решили уплатить ему за 13 досок требуемые им 250 руб., а четырнадцатую доску, с его собственным портретом (исполненным по рисунку де Велльи), равно как и оттиски с нее, отдать ему назад. По выходе из академии, Ч. поступил, в чине коллежского асессора, в кабинет ее Величества, под начальство благорасположенного к нему графа Сиверса. На новой службе он не успел произвести ни одной работы, так как вскоре умер, 30 августа 1765 г. Всех гравюр Ч. насчитывается не более 17-ти.На некоторые из них было указано выше. Остальные его гравюры, известные любителям искусства, — портреты первого русского актера Ф. Г. Волкова (с Лосенко), портрет императрицы Екатерины II (профильный, с графа Ротари), фельдмаршала графа Б.-Х. Миниха (профильный), графа Гр. Григория Орлова (то же, с рисунка де Велльи), того же вельможи (с графа Ротари), И. Г. Орлова (с Рокотова), великого князя Павла Петровича и графа К. Е. Сиверса.Ср. статью П. Н. Петрова о Ч. в апрельской книжке "Библиотеки для Чтения" за 1860 г. и издание Д. А. Ровинского, "Русский гравер Ч." (СПб., 1878).
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012
моя гаплогруппа N-L729 (Крюков)
|
| |
| |
| Marshal | Дата: Суббота, 29.03.2025, 11:21 | Сообщение # 17 |
 Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 338
Статус: Оффлайн
| Полный список дворянских родов Российской Империи (титулованное и столбовое дворянство)
Чемесовы (1614 г)
моя гаплогруппа N-L729 (Крюков)
|
| |
| |
| Marshal | Дата: Суббота, 29.03.2025, 11:28 | Сообщение # 18 |
 Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 338
Статус: Оффлайн
| ЖИЗНЬ ЕФИМА ПЕТРОВИЧА ЧЕМЕСОВА 1735-1801 гг. Записки для памяти.
Ссылка
моя гаплогруппа N-L729 (Крюков)
|
| |
| |
| Marshal | Дата: Суббота, 29.03.2025, 11:30 | Сообщение # 19 |
 Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 338
Статус: Оффлайн
| ЧЕМЕСОВ ЕВГРАФ ПЕТРОВИЧ 1737, деревня Озерки Пензенской губернии – 1765, Санкт-Петербург
Из дворянской семьи. С 1753 по 1759 находился на военной службе в чине поручика. С 1759 учился в граверном классе ИАХ у Г-Ф. Шмидта. В 1762 получил звание академика за портрет императрицы Елизаветы Петровны с оригинала П. Ротари. В 1762 по 1765 возглавлял граверный класс и печатную мастерскую ИАХ, был коференц-секретарем Академии. В 1765 уволен по собственному прошению и зачислен в Кабинет Ее Величества на должность придворного гравера, но к работе из-за болезни не приступил.
Гравер резцом и офортом, живописец. Портретист: Гравюры
Автопортрет Чемесова Е.П.:
моя гаплогруппа N-L729 (Крюков)
|
| |
| |
| Marshal | Дата: Суббота, 29.03.2025, 12:08 | Сообщение # 20 |
 Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 338
Статус: Оффлайн
| П.В. Долгоруков Российская родословная книга
Глава седьмая. Фамилии дворянские, существовавшие в России прежде 1600 года Чемесовы
Источник: Ссылка
моя гаплогруппа N-L729 (Крюков)
|
| |
| |