Пятница, 2024-03-29, 08:55
Приветствую Вас Гость

Родословная Крюковых (Ирк.обл),
Грудининых (Забайкалье) и др.

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Форум » Фамильные темы » Черниговские Иркутской губернии/области » Никифор Романов сын Черниговский (о первых Черниговских в Сибири)
Никифор Романов сын Черниговский
MarshalДата: Суббота, 2016-10-29, 22:05 | Сообщение # 16
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 97
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Отписка нерчинского воеводы Д. Д. Аршинского в Сибирский приказ о приезде в Нерчинск маньчжурских посланцев Шаралдая с товарищами
1669 г. не ранее декабря 10 (Датируется по времени первого приезда Шаралдая в Нерчинск)

/л. 1/ Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, и государю благоверному царевичю и великому князю Алексею Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии, и государю благоверному царевичю и великому князю Федору Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии, и государю благоверному царевичю и великому князю Симеону Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии, и государю благоверному царевичю и великому князю Иоанну Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии, холоп ваш великих государей Данилко Аршинской челом бьет.

В нынешнем во 178 году писал ко мне в Нерчинской острог из Олбазинсково острогу приказной человек Микифорко Черниговской:
В прошлом де во 177 году июня во 2 числе посылал де он, Микифорко (Далее зачеркнуто: без моего, холопа вашего, ведома.), из Олбазинсково острогу олбазинских служилых людей 60 человек вниз по Амуру-реке в поход на даурских и на чючерских [269] людей (В подл. вычеркнуто: на Зею-реку для вашего великого государей ясачного сбору, а в Олбазинском де остався.), а он де, Мики/л. 2/форко, оставался в остроге с небольшими людьми. И приходили де под Олбазинской острог оленные тунгусы контагирсково роду, те которые тунгусы в прошлом во 176 и во 177 годех платили вам, великим государем, ясак в Олбазинском, под оманатов. И те де тунгусы под Олбазинским острогом на пашне побили служилых людей 3 человек и отогнали де у них от острогу коней (Далее зачеркнуто: 40 лошадей.) и рогатой скот. И в нынешнем во 178 году те тунгусы в Олбазинской с ясачным платежей под оманатов не бывали, а збиралось де с тех тунгусов под аманатов на вас, великих государей, ясаку по 50 соболей. Да в нынешнем во 178 году взяли те олбазинские казаки на Зие-реке з даурских людей на вас, великих государей, ясаку 43 соболишка без лап и без хвостов.

Да в нынешнем же во 178 году приезжали в Нерчинской острог богдойские люди Шаралдай с товарыщи в посланцах и били челом вам, великим государем, на олбазинских служилых людей, что ходят де они в походы и громят даурских и чючерских людей и промеж де землями чинят ссору, и чтоб вы, великие государи, тех богдойских людей пожаловали, из Олбазинсково острогу в походы ходить и воевать их не велели 1. И я, холоп ваш, великих государей, по вашему, великих государей, указу писал в Олбазинской к Микифорку Черниговскому, и в походы ходить не велел, и чтоб они промеж землями ссоры не чинили.

Архив ЛОИИ АН СССР, ф. Нерчинские акты, оп. 96, № 3, лл. 1—2. Отпуск.
Опубл.: «Акты исторические», т. IV, СПб., 1842, № 210, стр. 454—455. Опубл. по отпуску.
 
MarshalДата: Суббота, 2016-10-29, 22:06 | Сообщение # 17
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 97
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Грамота цинского императора Шэнцзу, посланная из Лифаньюаня, царю Алексею Михайловичу о приезде в Пекин И. Милованова
1670 г. июня не ранее 28 (Датируется по времени отпуска посольства И. Милованова из Пекина, когда ему было объявлено о посылке грамоты китайского императора (см. док. № 134).)

/л. 294 об./ Список с богдойского листу.
От богдойского царя послан лист великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу.
По твоему великого государя указу присыланы были ко мне из Нерчинсково острогу от Данила Аршинского послы нерчинские служивые люди Игнатей Милованов с товарыщи, чтобы нам с тобою, великим государем, посольство сводить, и с торгами к вам и к нам ездили безо всякие помешки безпрестанно. А надежно, буде с коих земель сторонних под нерчинские остроги и к нам каких воинских людей, и нам друг другу помогать. А для ради де Гантемира Данило Аршинский к тебе, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, писал в отписке.

Да были мои промышленные люди на Шилке-реке для соболиново промыслу, а приехав те мои промышленные люди сказали мне: по Шилке де реке в Олбазинском живут руские небольшие люди Микифорко Черниговской с служилыми людьми, и воюют де наших украинных людей даур и чючар. И я, богдакан, хотел послать на русских людей войною. И мне сказали, что живут твои великого государя люди. И я воевать не велел. И послал я своих людей проведывать: впрямь ли в Нерчинском остроге живут твои великого государя люди? И воевода из Нерчинского острогу по твоему великого государя указу Данило Аршинский /л. 295/ присылал ко мне послов и письмо, и я ныне узнал, что впрямь в Нерчинском остроге воевода и служилые люди живут по твоему великого государя указу. И впредь бы наших украинных земель людей не воевали и худа б никакого не чинили. А что на этом слове положено, станем жить в миру и в радосте.

И для того я, богдокан, к тебе, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, послал лист.

ЛОА АН СССР, ф. Портфели Миллера, оп. 4, кн. 11, № 181, лл. 294 об.—295. Копия XVIII в. со списка.
Опубл.: «Дополнения к Актам историческим», т. VI, СПб., 1857, № 6/IV, стр. 43—44.
Пересказ грамоты включен в выписку 1675 г. (ф. Сношения России с Китаем, оп. 1, кн. 3, лл. 164 об. —166).
Опубл.: Н. Н. Бантыш-Каменский, Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами, Казань, 1882, стр. 20.
 
MarshalДата: Суббота, 2016-10-29, 22:07 | Сообщение # 18
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 97
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Отписка якутского воеводы И. П. Барятинского в Сибирский приказ об осаде маньчжурскими войсками Албазинского острога
1671 г. не ранее февраля 13 (Датируется по упоминанию числа в тексте.).

Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, холопи твои Ивашко Борятинский, Степка Елчюков челом бьют. 

В нынешнем, великий государь, во 179 году февраля в 13 день приехал в Якутский острог из Олекминского острожку сын боярский Матвей Ярыгин и привез с собою твоей, великого государя, ясачной казны, что он, Матвей, собрал в Олекминском острожке с твоих, великого государя, ясачных людей — с тунгусов и с якутов — на нынешней на 179 год.
Да подал он, Матвей, в съезжей избе нам, холопам твоим, записку за иноземскими знамены, и в записке, государь, написано:
179 года января в 17 день Нанагирского роду ясачной тунгуз Юпчанейко Дачигин сказал у ясачного платежу: был де он на соболином промыслу и видел беглого тунгуса Онкоулка Сегленкина вверху на Олекме, и слышал у него, Онкоулка, что де был во 178 [1670] году летом в Даурах; и сказывал де он, Онкоулко, ему, Юпчанейку, что де Никифорко Черниговский с товарищи, которые убили илимского воеводу Лаврентия Обухова и сбежав жили на Амуре в Лазкаевском [ошибочно, жили они в Албазинском] острожке, и тот де Черниговский Никифорко в острожке обсажен накрепко от богдойских людей, а на реке де на Амуре под тем острожком стоят многие бусы с людьми, а после де пришли конные многие ж люди, и около де того острожку сделали вал земляной. А сказывал де он, Онкоулко: чает де, что Черниговский с товарищи побиты. Да богдойские же, государь, люди под Тугирским волоком поставили городок, и в тот де городок многие хлебные запасы привели. А от того де, государь, городка по Тугире-реке плыть вниз до Олекмы-реки двои сутки, а от Тугиря-реки Олекмою-рекою вниз же плыть до Лены-реки трои сутки, где стоит Олекминский острожек, а от Олекминского, государь, острожку до Якутского острожку Леною рекою вниз же плыть 5-ры сутки. И говорят де, государь, они ж, богдойские люди, чтобы им перейти на Олекму-реку и тою рекою итти под твои великого государя городы, и которые [люди] тебе, великому государю, ясак платят, и они де с них хотят ясак сбирать на богдойского...

Дополнения к Актам историческим», т. VI, СПб., 1857, № 22,стр. 153—154. 
 
MarshalДата: Суббота, 2016-10-29, 22:10 | Сообщение # 19
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 97
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Отписка енисейского воеводы М. В. Приклонского в Посольский приказ о походе албазинских служилых людей Н. Черниговского с товарищами по р. Ган против маньчжурских войск
1675 г. не ранее июля 19 (Датируется по упоминанию числа в тексте.).

/л. 186/ Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, холоп твой Мишка Приклонской челом бьет.
В нынешнем, государь, во 183 году июля в 19 день приехали в Енисейской з Байкала из Баргузинского острогу баргузинские и даурские служилые люди, и в Енисейску, государь, в приказной избе баргузинские служилые люди сказали: из Даурских де острогов пошли в поход на китайских людей албазинские служилые люди, всего 300 человек. И по твоему великого государя указу велел я, холоп твой, для подлинной ведомости допросить даурских служилых людей, которые присланы из Албазинского острогу с твоею великого государя казною, и в приказной избе передо мною, холопом твоим, даурские служилые люди Тимошка Иванов да Якунька Дементьев допрашивают, а в допросе сказали:

В нынешнем де во 183 [1675] году приезжали в Албазинской острог з Гану-реки даурские люди и били де челом тебе, великому государю, что б им быть под твоею великого государя царского величества высокою рукою в вечном холопстве, а живут де они под областию Китайского государства. И им де, государь, от китайских людей налоги и обиды великие и утесненье, и жить де им под китайскою областью не в мочь. И чтоб ты, великий государь, пожаловал их, велел из Албазинского острогу послать с ними служилых людей для того; как де они, даурские люди, пойдут ис китайских улусов в Албазинской острог, и служилые б люди их от китайских людей оборонили. И прикащик де албазинской Микишка Черне/л. 185/говской, взяв с собою служилых и промышленых людей 300 человек, и пошел в китайские улусы на Ган-реку для даурских людей. А буде де, государь, от китайских людей или от-ыных иноземцов о тех даурских людех учинитца какая спона, и ему, Микишке, над китайскими людьми и над иными иноземцы чинить поиск. А о той, государь, посылке к тебе, великому государю, к Москве нерчинских острогов приказной человек Павел Шульгин не писал, и [480] посылает он, Павел, без твоего великого государя указу в походы на китайских людей и на иных иноземцов беспрестани.

А какову, государь, скаску даурские служилые люди мне, холопу твоему, подали, и тое скаску к тебе, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, к Москве послал я, холоп твой, под сею отпискою.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2, 1674 г., д. № 1, ч. 2, лл. 186, 185. Подлинник.
Список — там же, оп. 1, кн. 3, лл. 271 об.—274.
Копия XVIII в. с отпуска — ЛОА АН СССР, ф. Портфели Миллера, оп. 4, кн. 23, № 273, лл. 297 об.—298.
Опубл.: «Дополнения к Актам историческим», т. VI, СПб., 1857, № 133, стр. 395—396.
 
MarshalДата: Суббота, 2016-10-29, 22:11 | Сообщение # 20
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 97
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Сказка в Енисейской приказной избе албазинских служилых людей Тимофея Иванова с товарищами о просьбе даурских людей принять их в русское подданство и о походе албазинских служилых людей против маньчжурских войск
1675 г. июля 20.

/л. 187/ 183-го июля в 20 день. В Енисейску в приказной избе перед стольником и воеводою Михаилом Васильевичем Приклонским допрашиваны албазинские служилые люди Тимошка Иванов, Якунька Дементьев — по какому указу пошол из Албазинского острогу в поход войною на китайских людей албазинской приказной человек Микишка Чернеговской, а с ним пошло людей 300 человек; а в допросе они сказали: 

В нынешнем де во 183 году приезжали з Гану-реки даурские люди сотник Лопсодейко с родом своим, и били челом великому государю, чтоб им быть под ево великого государя, царского величества, высокою рукою в ясачном платеже и вечном холопстве и жить в Албазинском на прежних своих породных землях. А живут де они под Китайскою областью, и им де от китайских людей налоги и обиды великие и утесненье, а жить де им под Китайскою областью не в мочь. И чтоб великий государь пожаловал их, велел из Албазинского с ними на Гань-реку послать служилых людей для того: как де они, Лопсодейко с родом своим, пойдут совсем з Гана в Албазинской, и служилые б люди их от погонщиков от китайских людей оборонили. И албазинской де приказщик Микишка Чернеговской пошол из Албазинского, взяв с собою служилых и промышленных людей 300 человек. И ему де, Микишке, служилыми и промышлеными людьми даурских людей, которые пойдут з Гану-реки в Албазинской острог, от китайских и от-ыных людей оберегать, а буде /л. 254/ китайские люди или иные иноземцы учинят [479] на дороге о тех даурских людех какую спону, и ему над китайскими людьми и над-ыными иноземцы поиск чинить. А о той де посылке и о челобитье ясачных людей нерчинских острогов приказной человек Павел Шульгин к великому государю к Москве не писал.

На лл. 187, 254 по склейке и под текстом рукоприкладство: К сей скаске вместо даурских служилых людей Тимошки Иванова, Якуньки Дементьева по их веленью служилой человек Гришка Власов руку приложил.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2, 1674 г., д. № 1, ч. 2, лл. 187, 254. Подлинник.
Список — там же, кн. 3, лл. 274—275 об.
 
MarshalДата: Суббота, 2016-10-29, 22:12 | Сообщение # 21
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 97
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Отписка Н. Г. Спафария в Посольский приказ о пути до Иркутского острога
1675 г. сентября 7 (Датируется на основании указания в тексте времени выезда из Иркутска)

/л. 25/ Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, холоп твой Николайко Спафарий челом бьет.
В прошлом, великий государь, во 183 году июля в 18 день писал я, холоп твой, к тебе, великому государю, что поехал из Енисейска рекою Енисеем и Тунгускою. А в нынешнем, великий государь, во 184 году сентября в 5 день милостию божиею и счастием приехал в-Ыркуцкой /л. 25 об./ острог в целости, только, государь, задержали пороги и воды великие по рекам. И в Ыркуцком, государь, остроге стоял сентября по 7 число, для того что снастили дощаники для Байкальского моря 1. И того ж, государь, числа твоим великого государя счастием из-Ыркуцкого острога к Байкальскому морю поехал рекою Ангарою. А тою, государь, рекою Ангарою ходу до Байкальского моря трои сутки, а морем до усть Селенги-реки ходу, как бог даст, парусное погодье пособное в двои сутки. И отселе, государь, не поехал прямо в Дауры для того, что здешние, государь, знающие люди казаки сказали мне, холопу твоему, что ныне время осеннее и перебегать море в Дауры прямо зело страшно и опасно. Потому, государь, хотя и пособная тишина будет, однако ж де, государь, насилу перебегают в 8 дней, и на той стороне горы и утес каменные, а на Селенгу, государь, ближе и место ровное, а от Селенгинского острога мочно ехать /л. 26/ в Дауры сухим путем чрез твоих великого государя ясачных людей. Только, государь, здесь подлинно слышал, что из Албазина Черниговский, собрав с 300 человек казаков и гулящих людей, и пошол в марте месяце на подданных Китайского государства, которые живут на реке на Науне, чрез которых людей в прошлых годех китайской хан послал лист к тебе, великому государю. А какой они промысл над китайскими подданными учинили, еще здесь никакой ведомости нет. А буде, государь, бог благоволит успеть за море проведав, про все учну я, холоп твой, писать к тебе, великому государю, и про мое путное шествие, и про их поход. И смотря, государь, на их дело, какой они промысл учинили, [481] так учну я, холоп твой, путь шествовать х Китайскому государству с великим береженьем или чрез Мунгалы или чрез Дауры, куды государь податнее, чтоб твоему великого государя делу не учинилось какие помешки и порухи. А я, холоп твой, посылал /л. 26 об./ проведать из Енисейска и отселе в Дауры, и тех, которых посылал, велел я, холоп твой, быть к себе навстречю. А. какая, государь, от них ведомость будет, и я, холоп твой, из-за моря учну писать к тебе, великому государю, к Москве. А сию отписку велел я, холоп твой, подать в Посольском приказе боярину Артемону Сергеевичю Матвееву да дьяком думному Григорью Богданову, Ивану Евстафьеву, Василью Бобинину, Емельяну Украинцову.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 1, кн. 4, лл. 25—26 об. Список, включенный в статейный список Н. Г. Спафария.
 
MarshalДата: Суббота, 2016-10-29, 22:13 | Сообщение # 22
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 97
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
1675 г. декабря 19 (Датируется на основании "Отписки Н. Г. Спафария в Посольский приказ о пути от Нерчинска до границы Цинской империи и о переговорах с маньчжурскими чиновниками в Букее") — 
Отписка Н. Г. Спафария в Посольский приказ о пути посольства из Селенгинской заимки в Нерчинск

/л. 195/ Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу холоп твой Николайко Спафарий челом бьет. [484]
В нынешнем, великий государь, во 184 году сентября в 28 день писал я, холоп твой, к тебе, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, что приехал Селенгинского острога в Большую заимку сентября в 25 день, и из Селенгинской заимки, собрав кони, поехал сухим путем в Селенгинской острог. А воденым путем не поехал, для того что до Селенгинского острогу ходу 2 недели, а сухим путем в 3 дни, и было время осеннее и стужи и водою ехать нельзе. И енисейских казаков, которые были в работниках в гребцах, отпустил за море (Озеро Байкал.), покамест было им время переехать море, в-Ыркуцкой острог. А я, холоп твой, собрав кони и из твоих, великого государя, служилых людей человек 40, поехал степью чрез Мугалы в Селенгинской острог для того, чтоб отпустить в Мугалы для покупки коней и верблюдов, на чем бы поднятца на твою, великого государя, службу.


А наперед себя послал я, холоп твой, на Наун-реку к тому воеводе еще из Енисейска даурского сына боярского Игнатья Милованова, которой был прежде сего послан в Китай из Нерчинского, а ис Китай с листом к тебе, великому государю, к Москве был послан же, только, государь, Байкальское море ево задержало, и для того замешкался. А из Нерчинского, государь, острогу отпущен он ноября в 9 день к тому воеводе на Наун-реку, а по се время еще с отповедью не приехал для того, что он поехал чрез Албазинской острог окольною дорогою. Однако ж де я, холоп твой, не ожидая ево отповеди, из Нерчинского поехал, потому все иноземцы сказывают, что китайской хан от тебя, великого государя, посольства великим желанием ожидает.
А про албазинских, государь, казаков сказали, что в прошлом году ходили в поход человек с полтретьяста на порубежных китайцев для того, что сотник китайской обещал им быть к ним со всеми своими людьми, выехать на твое великого государя имя в вечное поданство. И как они поехали, и их обманул и село запустошил и сам бежал со всеми своими людьми, и казаки поворотились назад и ничего ни кому не учинили. Иного походу на китайцев не было.


ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2, 1674 г., д. № 1, ч. 2, лл. 195—200. Подлинник.
Списки — там же, оп. 1, кн. 3, лл. 281 об.—294; кн. 4, лл. 29—34 об. Частично опубл.: Ю. В. Арсеньев, Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 г., СПб., 1882, стр. 173—174 (приложения); Николай Милеску Спафарий, Сибирь и Китай, Кишинев, 1960, стр. 155—158.


Воспроизводится по:
Русско-китайские отношения в XVII в. Материалы и документы. Т. 1. 1608-1683. М. Наука. 1969
 
MarshalДата: Суббота, 2016-10-29, 22:14 | Сообщение # 23
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 97
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Красноштанов в своей книге рассказывая об этом походе (см. сообщения выше) кроме приведённых документов пишет: 

... Поход состоялся до 1 сентября 1675 года. ... Спафарий, находясь в Манчжурии,  писал: А про албазинский поход, что они учинили на здешних, по се время здешние воеводы говорить мне не смеют, для того что в прошлом году сотник, который живёт в селе по Гану реке, бил челом тебе, великому государю,  и челобитную подал албазинским казакам, чтоб они пришли в поход близ села и взяли б ево и людей ево, сто человек, в Албазинской. И будет он у тебя, великого государя, в вечном подданстве.

И в прошлом [1675ом] году казаки, человек с триста, близ села того приходили. А тот сотник к ним же приходил и корм привёз, и велел им себя подождать. А приехав назад, запустошил село своё и бежал на Наун. И казаки, видя ево обман, возвратились назад и никово ничем не вредили.
И ныне воеводы, преж моего, холопа твоего, приезду говорили албазинским казакам, чтоб они о том ничего не говорили, и мне, холопу твоему, не сказали б, для того что они и сотник опасаютца богдыхана, чтоб им не учинил наказанья. И я, холоп твой, видя, что они о том ничего не говорят, и им ничего о том не сказал же.


Здесь речь идёт о китайских воеводах, а албазинские казаки сопровождали Спафария.
 
MarshalДата: Суббота, 2016-10-29, 22:16 | Сообщение # 24
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 97
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
ИСТОРІЯ ПРІАМУРЬЯ. 
IV.

ЭКСПЕДИЦІЯ НИКИФОРА ЧЕРНИГОВСКАГО И МЕЖДУВЋДОМСТВЕННАЯ РОЗНЬ

       Въ концъ 60-хъ годовъ XVII столћтія нћкій Никифорка Черниговскій въ Усть-Киренской волости (на Ленћ) убилъ воеводу Обухова и бћжалъ «со товарищи» на вольный Амуръ. Здћсь онъ наткнулся на разрушенный тунгусами Албазинскій острогъ, огородилъ его тыномъ и назвалъ городомъ. Люди Черниговскаго и самъ онъ развиваютъ въ окрестностяхъ Албазина пушной промыселъ, который до ихъ прибытія туда не носилъ такого интенсивнаго характера. Къ Черниговскому вскорћ стекаются вольные русскіе колонизаторы, пашенные и промышленные» люди, основываются поселенія и острожки; спортивныя упражненія постепенно приходятъ въ упадокъ и замћняются мирными торговыми сношеніями. Но общественности не суждено было осуществиться въ Пріамурьћ. Къ Черниговскому командируется царскій воевода и междувћдомственная рознь, наблюдаемая и въ наши дни между военными и гражданскими управителями Пріамурьемъ, какъ видимъ, впервые проявила себя еще въ тћ отдаленныя времена. Черниговскій уступаетъ свое мћсто воеводћ и Амуръ быстро перестаетъ прельщать вольныхъ русскихъ переселенцевъ. Вскорћ вокругъ воеводы кромћ приказныхъ никого не осталось и правительство, въ заботахъ о заселеніи края переходитъ къ принудительному переселенію имћвшихся подъ рукой ссыльныхъ поселенцевъ. Новоселы нашли на Амурћ широкое, почти неиспользованное поле для примћненія своихъ разнообразныхъ способностей, слухи о которыхъ, вћроятно, черезъ переодћтыхъ китайцами японцевъ, проникли въ Китай. 

***
       
IV. Грамота из Военного министерства Белому царю Русского государства
В наше министерство последовал указ его величества: 
       Издавна старшины наших соболиных охотников высоч. доносили: разбойные люди из государства, именуемого Лоча, в области р. Амура грабят наших соболиных охотников — чжучеров, дагуров и прочих; к тому же наш Гентемур скрылся и находить себе приют у Лоча. После этого, по слухам, оказалось, что именуемые Лоча суть подданные Белого царя. Когда послали с приказанием произвести расследование и высоч. донести, то Данила, начальник находившийся в Нерчинске, от имени Белого царя высоч. доносил: желаю на будущее время всегда жить в согласии, чтобы оба государства находились во взаимной дружбе, беспрепятственно послали друг к другу посольства и торговых людей. При этом Данила с своей [87] стороны заявил: относительно Гентемура я донес Белому царю, и как только получу от Белого царя приказание его (Гентемура) выдать, без замедления пришлю. По причине грабежей и притеснений наших чжучеров, дагуров и прочих со стороны Никифора и других живущих в Албазине, десять человек головарей было захвачено, и об этом высоч. донесено. После того, как он (Данила) заявил, что они ожидают (по этому делу) распоряжений своего государя, мы узнали, что они действительно русские подданные, и тогда же послали грамоту Белому царю: 
       Твои послы действительно издавна приходили; и теперь, если ты пожелаешь на будущее время всегда жить в дружбе, согласно твоему заявлению, то возврати Гентемура и впредь не поднимай дел на границах,— при таких условиях будем жить в дружбе и мире.
 
MarshalДата: Суббота, 2016-10-29, 22:16 | Сообщение # 25
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 97
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
продолжение:
      В ответ на это не было ни грамоты, ни возвращения нашего перебежчика Гентемура, и грабежи и притеснения наших пограничных жителей по-прежнему не прекращались. Позднее прибыл русский посол Николай Гаврилович Спафарий с товарищами и привез обратно грамоты, которые были посланы в прежнее время, заявив, что они не понимают письменности нашего государства. Посла Никол. Гавр. Спафария с товарищами я убеждал, уясняя обстоятельства дела, вернуть [88] нашего беглеца Гентемура и всех прочих и чтобы нам не разрушать взаимной дружбы; (с тем) его и отослал. В ответ на это также ни грамоты не присылали, ни посольство не приходило, а из Нерчинска и Албазина русские люди еще более вторгались в местности (инородцев) Фяка и Килер, жителей убивали и производили пожары. Этирке и прочих двадцать человек солонов, дагуров и орочон, охотившихся за соболями, обманом зазвали в избу, избу зажгли и всех погубили. Так как они (русские люди) не знают законов благопристойности, хотя я их вразумлял, то я нарочно выдвинул цзянь-цзюня и войска, поместив их в Айгуне, Хумаре и других пунктах, и поручил им не дозволять русским людям своевольничать по-прежнему. После этого (наши отряды) захватили в плен всех русских, поднимавшихся по р. Амуру, а также бывших в местности Хенгунь, но никого не убили, а дали пищу; военные власти, вручив русским полоненникам Ивану и Михайле-молодому грамоту, отослали, убеждая начальников, бывших в Албазине и Нерчинске, вернуться в свои места. Так как после этого (русские) по-прежнему принимали наших перебежчиков и в свои пределы не возвращались, то я приказал нашим войскам выступить,— они осадили Албазин и всех Лоча взяли в плен; ни одного не убили, но отослали назад, [89] убеждая их мало-помалу перейти в свои пределы и в наши места не приходить. В то время, как наши войска возвращались назад, русские пришли в Албазин, поселились и снова убивали наших подданных. В том предположении, что, может быть, эти люди издавна отвергнутые своим государем преступники, из-за страха не могут возвратиться в свои места или, быть может, они, боясь наказания за свои поступки, не пересылают наших грамот своему государю, — мы по-прежнему написали грамоту на маньчжурском, монгольском, латинском и русском языках: 

       Ваши русские люди в наших пограничных местах не перестают производить беспорядки; если выслать войска для войны и истребления, то, когда я подумаю, что русское государство с давних пор жило в дружбе с нашим государством,— война и истребление для меня нестерпимы. Поэтому без замедления возьми своих подданных, живущих в Албазине, в любом месте Якутской области поставь границу и посели их; пускай каждый в своих пределах занимается охотой и торговлей. По этому делу пришли грамоту или командируй посла, в таком случае, выступавшие войска я не допущу идти далее и отзову их в пограничные места. При таких условиях мы могли бы жить в дружбе, [90] посылая друг другу посольства и торговых людей. 
       Написав грамоту, вручили ее по-прежнему русскому полоненнику и из местности Калка отправили его в русское государство. 
Если посмотреть, что русские люди и теперь насмерть отстаивают Нерчинск и Албазин, то возникает сомнение: передал ли наши слова своему государю Ник. Гавр. Спафарий? Может быть, и живущие в Нерчинске и Албазине русские люди, все ссыльные преступники, перехватывают на пути наши грамоты и не отсылают их, и Белый царь не знает положения дела? Вследствие этого, теперь в вашем министерстве снова напишите и отошлите грамоту:
 
MarshalДата: Суббота, 2016-10-29, 22:17 | Сообщение # 26
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 97
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
продолжение:       
От Белого русского царя послы издавна приходили к нам, и мы жили во взаимной дружбе. Русские люди, живущие в Нерчинске и Албазине, притесняют наших пограничных жителей, захватывают жен и детей, убивают и в своих поступках не останавливаются; по этой причине в своих пограничных местах я поставил войска. Хотя несколько раз я говорил им (русским людям), чтобы они отступили в Якутскую область, установили пограничную линию, и чтобы каждый в своем месте занимался охотой и торговлей и жил в благополучии, однако они не уходят, насмерть отстаивая Нерчинск и Албазин. Теперь пускай Белый [91] царь возьмет назад своих подданных, в любом месте Якутской области поставит пограничную линию, и пускай каждый в своем месте занимается охотничьим промыслом и живет в благополучии. В противном случае, невозможно, дав свободу их русским людям, допустить притеснять наших пограничных жителей. Если вследствие этого наши войска, стоящие на границах, дойдут до необходимости подстерегать, ловить и убивать русских людей, то это не может быть согласно с моими намерениями, по причине моего расположения к далекому государству; а когда будет нарушена стародавняя дружба, то и русским людям также, согласно их желанию, невозможно будет ни охотиться, ни вести взаимной торговли. 
       Ясно изложив этот предмет, напишите грамоту и отошлите для уведомления русскому Белому царю. Пускай Белый царь без замедления пришлет мне грамоту или отправит посла, будет ли то сухим путем или водою, — по его усмотрению. Если же для прибытия посла встречается затруднение, то пускай грамоту, мне адресованную, он перешлет через государство Си-янское или Голландское. 
       Ради вышеизложенного нарочито послали. 

       Кан-си, 25 г., 8 мес., 6 числа. 
пер. А. Е. Любимова)
 

Текст воспроизведен по изданию: Некоторые маньчжурские документы из истории русско-китайских сношений в ХVII-м веке // Записки Восточного отделения Императорского Русского археологического общества. Т. XXI. Т. 2-3. СПб. 1912
 
MarshalДата: Суббота, 2016-10-29, 22:18 | Сообщение # 27
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 97
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Отписка приказчика Идинского острога Василия Перфирьева иркутскому воеводе Леонтию Кислянскому о сборе ясака с бурят.
1691 г. ранее апреля 29.

/л. 39/ Великих государей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича [титул] стольнику и воеводе Леонтью Костянтиновичю Васька Перфирьев челом бьет.
В нынешнем во 199-м (1) году в Ыдинском остроге собрано великих государей соболиной ясачной казны з брацких людей на нынешней на 199 год пять сороков четырнатцать соболей, пятьдесят семь лисиц красных, в том числе четыре сиводушчатых и те соболи и лисицы посланы в Ыркуцк с ыдинскими служилыми людьми з десятником казачьим с Прокопьем Чернеговским да рядовыми казаками с Прокопьем Манковым, с Петром Бутаковым и велено подать в Ыркуцком в Приказной избе тебе стольнику и воеводе Леонтью Костянтиновичю.
На обороте адрес: «Великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича [титул] стольнику и воеводе Леонтью Костянтиновичю».
Там же другим почерком: «199-го году апреля в 29 день подал идинской казак Прошка Черниговской».
Наверху л. 39 об. помета: «Против отписки счесть, а казну принять».

ЦГАДА, ф. 1121 — Иркутская приказная изба, столб. 222, л. 39 и об. Подлинник.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1.   1690/91 год.
2.   Библиографическое описание:
3.   СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ ПО ИСТОРИИ БУРЯТИИ XVII век, УЛАН-УДЭ , ВЫПУСК 1. 1960г.
 
MarshalДата: Суббота, 2016-10-29, 22:20 | Сообщение # 28
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 97
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
1680 апреля 19. —Грамота Красноярскому воеводе Дмитрию Корсакову, о принятии в пешую стрелецкую службу детей Никифора Черниговскаго.
   
От царя и великого князя Феодора Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, в Сибирь, в Красноярской, воеводе нашему Дмитрею Степановичю Карсакову. В прошлом во 182 году писал ко отцу нашему государеву, блаженные памяти великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, из Даур Тоболской сын боярской Данило Аршинской, и прислал Албазинского острогу Микифорка Черниговского с товарыщи, ста одного человека, челобитную, и челобитчиков Микифорковых товарыщей Черниговского Ивашка Перелешина да Ярка Творогова, а в челобитной их написано: пошед де они из Устькиринской волости, воеводу Лаврентья Обухова убили за невозможное свое терпение, что он Лаврентей, приезжая к ним в Устькиренскую волость, жен их насильничал, а животы их вымучивал, и идучи де они по великой реке Лене, нашим государевым всяких чинов людем никакие обиды не чинили и не побивали и не грабили; и во 183 году марта в 15 день отец наш государев, блаженные памяти великий государь царь и великий князь Алексей Михайловичь, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, указал: Микифорка Черниговского с детми с Федкою, с Онисимком, с Васкою, да Ивашка Перелешина с товарыщи семнадцати человек, за их воровство, казнить смертью; а которые к ним после убойства приставали на дороге [276] и торговых и промышленых людей грабили, сороку шти человек, учинить наказанье, бить кнутом и отсечь по руке; и марта ж в 17 день отец наш государев, блаженные памяти великий государь царь и великий князь Алексей Михайловичь, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожаловал их Микифорка Черниговского с товарыщи, что они пришед в Дауры вины свои принесли, и на Албазинском городище острог поставили, и ясачных людей призвали и аманатов поимали, и пашню завели, казнить и наказанья им чинить не велел, а быть им Микифорку с товарыщи в Албазинском, а Микифорковых детей Черниговского и товарищей их, которые сидят в Илимском и в Якуцком в тюрмах, сослать с женами и с детми в Енисейск, в Красноярской, а товарыщей их в Томской в пешую стрелецкую службу. И ныне мы великий государь указали: Микифорковых детей Черниговского Федку, Онисимка, Васку, с женами и с детми послать в Енисейск, в Красноярской, а товарыщей их в Томской в пешую стрелецкую службу. — И как к тебе ся наша великого государя грамота придет, а Микифорковы дети Черниговского из Илимского в Красноярской присланы будут, и ты б велел их принять и быть в пешей стрелецкой службе; а которого числа те колодники в Красноярской и с кем имены присланы будут, о том к нам великому государю писал, а отписку велел подать в Сибирском Приказе боярину нашему князю Ивану Борисовичю Репнину, да столнику нашему Кирилу Аристарховичю Яковлеву, да дьяком нашим, Семену Румянцеву, Лву Ермолаеву. Писан на Москве, лета 7188 апреля в 19 день.

P.S.: Дети Никифора так и не были отправлены на службу ни в Енисейский, ни в Красноярский остроги - они остались сначала в Идинском, потом Иркутском и осели на Иркутской земле.
 
MarshalДата: Суббота, 2016-10-29, 22:21 | Сообщение # 29
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 97
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Миллер «Историческое обозрение Сибири»
1828 год, книга первая, стр. 181-182:

Черниговской, один из Малороссийских козаков, сделавшись убийцею Илимскаго воеводы, возвращавшегося с Киренской ярмарки, спасается от правосудия с сообщниками на Тугир, оттуда с 84 казаками ускользает на остатки Албазина, и там основавшись лучше, чем Марий на развалинах Карфагена, добровольно в 1669 г. подчиняет своё заведение Нерчинску, и, постоянно посылая туда сбираемой ясак, не забывает искать себе помилования в преступлении. По предстательству Тобольскаго воеводства, оценившаго раскаяние, покорность и полезную расторопность Черниговскаго, Государь склонился решить судьбу преступника с заслугами: 15-го Марта 1672 г. осудив его на смерть с 7-ю [17-ью, тут у Миллера видимо опечатка] главными сообщниками, и 46 менее виновных на телесное наказание, чрез два дня изрекает в милостивом указе всем им прощение, сверх того повелевает послать 2000 р. [выдумка!] награды Албазинским козакам, а на воеводство в Албазин отправляет Любима Евсеева, который, прибыв на место, повторил, во услышание всех, именем Государя мир и радость.
 
MarshalДата: Суббота, 2016-10-29, 22:31 | Сообщение # 30
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 97
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
тут нашел о неком Черниговском. Выписки о пути Игнатия Милованова (Этот же Игнатий Милованов отправлен был Спафарием в Китай из Енисейска с известием о посольстве. См. в приложении II-м седьмую отписку Спафария к Царю и наше примечание к ней.) из Нерчинского острогу до Китая (1670 г.).Августа в 29-й день в Сибирском приказе Даурские  служилые люди, которые присланы из Даур Богдойскаго царя с листом к Москве, Игнашко Милованов, Антошка Филев, Гришко Кобяков, как они посланы были из Даур к Богдойскому царю в посланниках, по допросу сказали:

В прошлом де во 178 году апреля в 9-й день по указу Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича... послал их Игнашку и Антонка и Гришку да с ними Даурских же служилых людей 3-х человек из Даур из Нерчинского острогу Данило Аршинской к Богдойскому царю с его Богдойскаго царя Даурскими людьми, которые приезжали в Нерчинской острог для торгу с Шарадаем с товарыщи. А что им Богдойскому царю говорить, и о том дал им Данило Аршинской наказную память.

И ехали де они, Игнашка с товарыщи, к Богдойскому царю из Даур от Нерчинского острогу на лошадях верхи до Аргуни реки семь днищ; а та река велика и большими судами ходить мочно. А живут де до тое реки государевы ясачные люди Тунгусы Нерчинского уезду, а за тою де рекою государевых ясачных людей нет(Итак, граница русских владений в 1670 году считалась по р. Аргуни. Между тем в издаваемом путешествии Спафария находим известие, что граница Сибири с Китаем проходит по речке Улучи под хребтом Таргачинским (Хинь-ган). Такое разногласие объясняется новыми завоеваниями Русских в пятилетний период (1670—1675 гг.), о которых находим сведения в отписке Енисейского воеводы Приклонского 1675 г. о походе Албазинского прикащика Михаила Черниговского в Китайские улусы на р. Ган (Доп. к Акт. Ист., VI, № 133); эти местности были тогда приведены в ясачный платеж.).

А от Аргуни реки до Гана реки ехать Мугальскаго царя Чеченка новыми людьми Баргуты два днища; а те де Баргуты кочевные. А Ган река мелка, местами на лошадях переезжают; а широтою будет с Москву реку.

От Гана до Кайлару же реки ехали три днища; а Кайлар река такова ж широка, что и Ган река, а бродов чрез тою реку нет, потому что глубока. А меж теми Ганом и Кайларом реками кочуют те ж Баргуты. А те де они две реки перевозились в батах, а делали они те баты сами. 

От Кайлара реки ехали к Задуну реке до броду с полднища и меньши и через тою Задун реку переехали на лошадех. И та Задун река мелка и узка. И подле тое Задуна реки ехали вверх до камени полтора днища; а тот камень не высок: на лошадях верхи и на телегах ездить мочно. А подле Задуна реки живут временем Богдойскаго царя люди Торгочины.

А от того камени Богдойскаго царя до ясачных Даурских пашенных людей и до Науна реки ехали три днища. А Наун река велика и глубока: большими судами ходить мочно. А живут меж каменем и Науном рекою Богдойскаго царя люди Торгочины кочевьем и хлеб сеют. И у тое Наун реки встретили их, Игнашку с товарыщи, Богдойскаго царя два боярина да дьяк, да с ними сорок человек служилых людей, и их приняли и везли с собою вместе наскоро на заводных подводах до Китайскаго государства; а до Науна реки ехали они на своих лошадях.

И от Науна реки ехали до стены каменные 10 днищ... А от Нерчинского острогу до Китайскаго государства подле рек лесы: топольник, осоковник, ивняк, черемошник да в редких местех сосняк; а на степях местами черносливник и орешник. Да до Китайского государства за четыре днища лес дуб, липняк, клен, ясен.

Далее следует уже описание Китайского государства, не имеющее отношения к первой части путешествия Спафария, издаваемой нами).

http://www.predistoria.org/forums....sg35771
 
Форум » Фамильные темы » Черниговские Иркутской губернии/области » Никифор Романов сын Черниговский (о первых Черниговских в Сибири)
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск: