Пятница, 2024-03-29, 13:11
Приветствую Вас Гость

Родословная Крюковых (Ирк.обл),
Грудининых (Забайкалье) и др.

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Сколько поколений предков Вы знаете?
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » РАЗНОЕ

А.К. Нефедьева - Заселение земель по Московскому тракту

    Историко-культурная трактовая зона Предбайкалья входит в состав южной таёжной подзоны Восточной Сибири, занимая часть Иркутско-Тулунской равнины, через которую: проходят Московский тракт и Сибирская железная дорога. Протяжённость её земель с запада на восток составляет около 1000 км, с юга на север 80 км, по 40 км в правую и левую сторону от Московского тракта. Самой крупной рекой, протекающей на этой террито­рии с юга на северо-запад, является Ангара, единственная река, вытекаю­щая из Байкала. К её бассейну относятся такие многоводные и быстротеку­щие реки, как Китой, Белая, Ока, Ия, Уда. Бирюса — самая западная круп­ная река притрактовой историко-культурной зоны Предбайкалья — впа­дает в Тасеевку (Красноярский край). Местом рождения этих рек являют­ся горы Восточных Саян. Мелкие реки, обильно прошивающие в разных направлениях этот массивный регион, редкие озера и множество ключей вместе с уже перечисленными крупными реками в достатке обеспечивают его наземными водами. Леса и перелески, состоящие из сосны, березы, оси­ны, сменяемые лугами, плодородные земли, более мягкий климат, чем на севере Предбайкалья, откуда пошло освоение этих земель русскими, выз­вали во второй половине XVII — начале XVIII в. внутреннюю миграцию населения из северных уездов Иркутской губернии — Илимского, Киренского. Одновременно на эти земли шло вольное переселение русских с Се­вера России. Благоприятные условия для земледелия, обилие солнца при­вели к развитию в крае товарного земледелия.

Первый этап освоения русскими этих земель носил военный характер. Главная роль в нём принадлежала казакам, которые для усмирения и приве­дения под государеву руку местного населения — бурят — совершали по­ходы в глубь их земель, ставя в наиболее удобных местах остроги. Таким образом, во второй половине XVII в. на юго-западной территории Иркут­ской губернии возникли остроги Иркутский (1661), Нижнеудинский (1648), Балаганский (1654), Бельский (1669) и на границе с Монголией Тушинс­кий пограничный острог (1676) (1). Установленная цепь острогов стала на­дёжной защитой южной границы края от сопредельных государств и созда­ла условия для усмирения проживавших на этих землях бурят.

Развитие Иркутска, присвоение ему в 1682 г. статуса города с образо­ванием Иркутского воеводства, начало торговли с Китаем в конце XVII в. способствовали заселению русскими мест будущего Московского тракта, которое на первых порах, надо полагать, проходило стихийно. Интенсивно участвовали в этом процессе казаки, они, собственно, и заложили буду­щую дорогу, совершая постоянные поездки к бурятам для сбора ясака, для разведки полезных ископаемых, земель, пригодных к земледелию, и по дру­гим государственным надобностям. Казаки недалеко от острогов заводили собственные заимки. На карте Семена Ремезова (1701) отмечено под Ир­кутском несколько казацких заимок.

Вторая категория населения, которая активно участвовала в освоении и заселении этих земель, была из промышленных людей, «всюду рыскавших в крае в поисках пушнины и которых по этой причине не могла не заинтере­совать Нижнеудинская тайга» (2). Многие из них осели в этих местах, за­нявшись земледелием. На той же карте Ремезова отмечены под Усольем пахотные земли промышленника Ушакова, державшего мельницы в Иркут­ске на р. Ушаковке.

Видная роль в освоении этих земель принадлежала монастырям. Им было дано право заводить пашни и развивать различные промыслы на но­вых землях. Само правительство, заинтересованное в окончательном при­соединении этих земель к России, которое могло окончательно состояться только при заселении края крестьянами, набирало их на льготных условиях для переселения в Сибирь. Так, в «Материалах по исследованию земле­пользования и хозяйственного быта сельского населения Иркутской и Ени­сейской губерний» приводятся данные о переселении на льготных условиях в 1653 г. под Балаганск 60 крестьянских семей, набранных в Вологде, Тотьме, Сольвычегодске и Верхотурье. В 1688 г. партия крестьян была рассе­лена в местности между Окой и Иркутском. В 1697 г. под Иркутск было отправлено 500 семей из Верхотурья. Эти меры, предпринятые правитель­ством, явились большим подспорьем в заселении и освоении вновь приоб­ретенных юго-западных земель Иркутской губернии.

Полных сведений о времени образования селений, к сожалению, нет, но даже известные данные позволяют утверждать, что многие поселения воз­никли здесь в конце XVII — начале XVIII в., до устройства Московского тракта. Так, документы, собранные священником Громовым и помещённые в книге «История Иркутской епархии», свидетельствуют, что слободы Жилкино, Китой, Тельма, Мальта были основаны монахами Вознесенско­го монастыря в конце XVII — начале XVIII в. (3). Большую роль сыграл этот же монастырь в развитии Усолья-Сибирского, построив там в 1704 г. соляную варницу, работный дом, кельи для монахов, а затем церковь (4). Начало же городу было заложено енисейскими казаками братьями Миха­лёвыми в 1669 г. Слобода Тайтурка, по преданиям рода Басниных, тесно связанных с нею хозяйственной деятельностью, также возникла в начале XVIII в. (5). Селение Кимильтей было основано в 1696 г. Время образо­вания слобод Кутулик и Залари неизвестно. Однако о Заларях в Прибав­лении к газете «Иркутские епархиальные ведомости» сообщается, что пер­вая Заларинская церковь, построенная в начале XVIII в., в 1734 г. сгорела и в 1740 г. крестьяне на этом месте построили новую (6). Церковь, как правило, строилась в деревне, в которой насчитывалось до 25 и более дво­ров. Деревня, имевшая такое количество домов, считалась тогда крупной. Чтобы достичь таких размеров, требовалось время. Учитывая это, надо полагать, что Залари были основаны в конце XVII в., и их основание, так же как и слободы Кутулик, видимо, можно связать с переселением под Иркутск 500 крестьянских семей из Верхотурья. Именно в этот период возникли селения Кимильтей и Холмогой, соседствующие с Заларями.

Основание Куйтунскому району положила Барлукская казацкая заста­ва, которая была установлена казаками в 1677 г. для связи с бурятами и разведки земель для пашенного дела. Когда был основан Куйтун, сведений не найдено. Впервые упоминает о нём академик Паллас — первый путеше­ственник, оставивший описание обустроенного к тому времени Московс­кого тракта 1772 г. В своём труде он писал: «В 24 верстах от пустого зимо­вья стоит станция Куйтун» (7). Его указание, что Куйтун был станцией, даёт право считать, что возник он гораздо раньше. Деревня Тулун (в этот период времени граница Иркутской губернии) описана другим немецким учёным — Иоганном Гмелином, который проезжал через неё в 1735 г., сле­дуя из Красноярска в Иркутск. По его описанию, в Тулуне был станцион­ный дом, производилась смена лошадей. Сама же деревня насчитывала 10 дворов. От Тулуна до Нижнеудинска, по Гмелину, на тракте стояло зимо­вье Курзун. Дорога была снабжена верстовыми столбами.

Таким образом, собранные данные ясно указывают, что многие на­селённые пункты были основаны до строительства Московского тракта и что просёлочная дорога, соединявшая их от Иркутска до Нижнеудин­ска, легла в основу будущего Московского тракта. Начало строитель­ству дороги было положено в 1726 г. В этом году по поручению красно­ярского коменданта Зубова дорога была измерена и описана боярским сыном Бахтуровым (8).

Поэтому стихийное переселение населения в юго-западные земли Ир­кутской губернии соединилось с планируемым правительством переселени­ем ямщиков, ссыльных, крестьян, отставных солдат на незаселённые учас­тки Московского тракта. Основное внимание правительством было уделе­но принудительному заселению крестьянами участка дороги Красноярск — Канск (223 версты), на котором в момент обследования в 1726 г. не было обнаружено ни одного населённого пункта.

За счёт мер, принятых правительством, и продолжавшегося стихийного заселения этого края переселенцами — выходцами с Русского Севера, насе­ление деревень, расположенных по тракту, резко возросло. По данным пере­писи 1762 г., оно составило: в Жилкино — 120, Китое — 604, Биликтуе — 175, Заларях — 201, Кутулике — 180, Кимильтее — 266, Зиме — 252, Куйтуне — 174, Шерагуле — 329, Тулуне — 255 человек мужского пола. Всего же в Иркутском уезде на данный период времени проживало 15 209 человек мужского пола (9).

Таким образом, как свидетельствуют данные третьей российской пере­писи населения, к периоду завершения обустройства Московского участка тракта Красноярск — Иркутск селения, расположенные по тракту в пре­делах Иркутской губернии, были уже достаточно крупными и могли без осо­бых затруднений вести его обслуживание. Это, в частности, отметил и Пал­лас, который писал: «Как скоро в Иркутскую губернию съедешь, то везде уже можно найти по дороге на всех стоящих станциях весьма покойные, светлые и чистые дома для приятия приезжих, кои содержатся от деревень для их собственного облегчения» (10).

С конца XVIII в. до конца XIX в. приток переселенцев в районы Мос­ковского тракта был слабым. Русский Север, интенсивно питавший в XVII—XVIII вв. Иркутскую губернию переселенцами, с начала XIX в. из-за прошедших там эпидемий обезлюдел, не смог оправиться от постиг­шей его беды и прекратил всякое участие в освоении Сибири. Иркутская губерния пополнялась в этот период в основном за счёт ссыльных, число которых было незначительным. Исключение из этого правила составили два участка — Зиминская волость, в которую в 20-х гг. XIX в. было со­слано значительное количество субботников, и Нижнеудинский уезд, ко­торый на конец XVIII в. был почти пустынным, а к 1850 г. имел уже 47 тыс. жителей. Большую роль в заселении Нижнеудинского уезда сыграло открытие в 30-х гг. XIX в. золотых россыпей. В остальных же местах при­рост населения шёл в основном за счёт естественного роста. По данным материалов комиссии Куломзина, на 1890 г. сельское население Иркутской губернии составляло 297,3 тыс. человек, из них новосёлов 32,2 тыс. Это количество переселенцев равнялось примерно десятой части от общего ко­личества сельского населения губернии (11). Если учесть, что в число но­восёлов входили крестьяне, переехавшие внутри губернии — из уезда в уезд, из волости в волость, то реальное количество переселенцев из Европейс­кой России ещё более уменьшится.

Положение с переселением населения в Восточную Сибирь резко изме­нилось с 1897 г., когда в эксплуатацию была запущена Сибирская железная дорога. Именно с этого времени, как показали экспедиционные исследова­ния 1999—2000 гг., организованные сотрудниками АЭМ «Тальцы» по всей протяженности территории Московского тракта, образовалась значитель­ная часть сёл, датой основания которых стали 1897—1898 гг. Это, напри­мер, белорусские сёла Умугун, Мугун и др. Образование новых поселений приобрело массовый характер с 1906 г., со времени проведения в жизнь столыпинской реформы. По этой реформе сотни тысяч крестьян из Евро­пейской России стали переезжать на постоянное жительство в Сибирь. В результате этого переселения только Иркутская губерния приняла с 1897 по 1917 г. 178,6 тыс. человек (12).

Основная часть переселенцев осела по обеим сторонам Московского трак­та, значительно увеличив численность проживавшего здесь населения. Так, в Тагнинской, Хор-Тагнинской, Воронежской и Масляногорской волостях чис­ленность новосёлов составила более 80 %. Численность населения в других волостях, расположенных по тракту, была увеличена от 50 до 80 % (13).

Итак, длительный процесс дореволюционного периода формирования населения Иркутской губернии, в частности её юго-западных притрактовых земель, к 1917 г. завершился. Формирование населения можно разде­лить на три основных периода. Первый период (конец XVII — конец XVIII в.) — время первоначального заселения земель по Московскому тракту переселенцами с Русского Севера. Количество переехавших сюда пересе­ленцев из других мест Европейской России было незначительным, и по­этому оказать какое-либо влияние на возникший здесь социально-культур­ный тип хозяйства они не могли.

Второй период (конец XVIII — конец XIX в.) характеризуется ста­бильностью формирования (за исключением Нижнеудинского уезда и Зи­минской волости) старожильческого населения, ядро которого по-прежне­му составляли потомки переселенцев из Архангельской, Вологодской, Нов­городской и других северных губерний России. Население притрактовой зоны увеличивалось в этот период в основном за счёт естественного роста.

Третий период (1897—1917) — время массового переселения крестьян на притрактовые земли из Белоруссии, Украины, Казанской губернии и дру­гих мест Центральной России. Образовав здесь в большом количестве ло­кальные национальные поселения, они перенесли на эти земли свою традици­онную народную культуру, которая частично сохранилась до нашего времени.

Категория: РАЗНОЕ | Добавил: Marshal (2016-10-29) | Автор: А.К. Нефедьева
Просмотров: 1174 | Теги: Московский тракт | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта